Bерсия для слабовидящих

Персональные данные педагогических работников размещены с их согласия,

персональные данные учащихся - с согласия родителей (законных представителей)

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"Средняя общеобразовательная школа № 3"

Промежуточные итоги работы

областной пилотной площадки МАОУ «СОШ № 3»

«Отработка эффективных управленческих технологий по развитию профессионального капитала»

Докладчик: директор МАОУ «СОШ № 3» Павлова Л.В.

Инновационные процессы в современном образовательном учреждении требуют оптимизации управленческой деятельности в условиях постоянного развития школьной образовательной системы. В качестве наиболее эффективных средств оптимизации управления сегодня повсеместно признаны управленческие технологии. (Слайд 2)              

В ходе проводимой работы по реализации программы «Развитие социального капитала МАОУ «СОШ № 3» были использованы управленческие технологии, позволяющие решать различные задачи внутришкольного управления. Охарактеризую некоторые из этих технологий, используемых нами  в ходе реализации программы развития социального капитала.

1. Технология продуктивного управления. УЗ: оптимизация управленческих действий в процессе управления инновационным проектом, результатом которой является продукт коллективной деятельности (алгоритм, план, программа и т.д.).
2. Технология введения нового в процессе разрешения актуальных проблем школы. Управленческие задачи: обеспечение направленности деятельности на разрешение конкретных проблем; преодоление инертности педагогического коллектива (изменение структуры методической сети, делегирование полномочий администрации школы отдельным членам педагогического коллектива, участие администрации школы в работе творческих групп, методических объединений).
3. Технология анализа опыта, проблем и ресурсов педагога . УЗ: выявление специфики работы учителя, его потребностей в обновлении, его потенциальных возможностей. Позволяет проектировать долгосрочное развитие каждого педагога, максимально учитывая его особенности, отражённые в триаде «опыт–проблемы–ресурсы».
4. Технология коллективного планирования (технология «Стрела»). УЗ: организация коллективного планирования работы, разработки инновационного проекта в группе; реализация в процессе планирования потребностей и возможностей педагогов.
В результате коллективного планирования формируется набор элементарных заданий, выполнение которых гарантирует достижение результата, а также создаётся группа единомышленников, каждый из которых ясно представляет общую работу и свою роль в ней.
5. Технология учебно-методической игры. УЗ: развитие интереса учителей к инновационной деятельности за счёт введения игровых элементов в структуру методической работы.
6. Технология посещения урока начинающим специалистом. УЗ: оптимизация освоения опыта коллег при посещении уроков начинающим учителем; активизация педагогической рефлексии начинающего специалиста; (Слайд 3)

Для достижения результатов нового качества образования и создания среды профессионального взаимодействия, приоритетными зонами развития коллектива нами были определены: развитие командной работы через активизацию совместной деятельности, преодоление синдрома педагогического выгорания через расширение доступа  к профессиональному капиталу друг друга. Конкретно для педагога - открытость к продуктивному  сотрудничеству; администрации - перевод коллектива в режим взаимодействия и командной работы.

Данные задачи были сформулированы на основании анализа социального капитала организации, поэтому для их решения  мы использовали проблемный подход. Диагностика выявила четыре проблемы в развитии социального капитала образовательной организации. (Слайд 4)

 Первая проблема – формальный характер командной работы и сотрудничества. Для того, чтобы повысить уровень горизонтального доверия, были задействованы следующие механизмы решения:

- созданы условия для ежедневного профессионального сотрудничества. У каждого учителя сегодня имеется закреплённое за ним рабочее место в учительской и кабинете; несмотря на большую нагрузку  педагогов, режим работы (расписание уроков) составлен таким образом, что в течение дня предусмотрено время для коллективной работы и решения профессиональных задач.

- организованы творческие группы по актуальным для педагога проблемам. Сегодня в учреждении создано 5 методических формирований, внутри каждого из которых – микрогруппы по 3-5 человек, объединённых конкретными проблемами. В качестве примера приведу работу микрогруппы по решению вопроса профилактики нарушений ПДД. Систематически мы получаем от ГИБДД списки учащихся, нарушивших правила дорожного движения. В списке по итогам календарного года большинство нарушителей – учащиеся 6б, 8а, 8б классов. Классные руководители объединились в микрогруппу, составили план мероприятий по решению проблемы: провели совместное для трёх  классов родительское собрание с привлечением представителя ГИБДД, совместный классный час для учащихся с демонстрацией фильма о последствиях  нарушения ПДД и т.д.

- организовано проведение открытых мероприятий и их анализ. В течение 3-х учебных четвертей педагогами проведено 18 открытых уроков и внеклассных мероприятий для коллег с последующим общим анализом, в котором принимали участие все присутствующие на уроке.

- организовано проведение отчётов о повышении квалификации как условие реализации темы курсов (учитель - учителю);

- организовано создание педагогами персональных сайтов как формы распространения педагогического опыта и обмена им. На сегодня персональные сайты созданы и успешно функционируют у 17 из 27 учителей.

 (Слайд 5)

Вторая проблема – 86% педагогов отметили при проведении диагностики, что редко обращаются к администрации по рабочим вопросам (вопросам обучения и воспитания). Для повышения уровня вертикального доверия были задействованы следующие механизмы:

- использование в работе администрации адаптивного стиля руководства (стиль, ориентированный на реальность, умение применять, в зависимости от ситуации, любой из трёх стилей руководства – демократический, авторитарный, либеральный – для эффективного решения проблемы);

- делегирование педагогическому персоналу управленческих полномочий (с целью повышения мотивации тех, кому полномочия делегированы и повышения  доверия в педагогическом коллективе);

- участие администрации в работе творческих, проблемных групп.

Для решения данной проблемы была применена технология введения нового в процессе разрешения актуальных проблем школы.

(Слайд № 6)

Третья проблема – высокий уровень удовлетворённости работой как фактор, сдерживающий развитие организации. Для формирования адекватной оценки удовлетворённости работой были применены следующие механизмы:                                                                      

- максимальное привлечение (100%) к реализации программы развития социального капитала педагогического коллектива (каждый педагог имеет личный план по развитию социального капитала организации).  С начала учебного года проведены 3 педагогических и 2 методических совета, работают 5 постоянных методических формирований и  микрогруппы по проблемам;

- стимулирование педагогов, вовлечённых в изменения по развитию социального капитала, за коллективную работу в группе, налаживание сотрудничества, использования ресурсов коллектива.

 (Слайд 7)

Для решения данной проблемы была применена технология учебно – методической игры, технология введения нового в процессе разрешения актуальных проблем школы, технология коллективного планирования.

Слайд 8

Четвёртая проблема – профессиональное одиночество и нехватка конструктивной профессиональной поддержки. Для создания условий  расширения профессиональных связей были применены следующие механизмы:

- организация работы микрогрупп для работы над конкретной проблемой и поощрение группового профессионального взаимодействия как внутреннего, так и внешнего (сотрудничество с образовательными учреждениями не только города, но и района – Памятнинской и Старокавдыкской школами – совместные внешкольные мероприятия педагогов и учащихся, обмен опытом по подготовке учащихся к ЕГЭ);

- совершенствование формы наставничества – организация совместных мероприятий наставника и молодого специалиста;

- обеспечение не оценочного, а конструктивного анализа взаимопосещений уроков и мероприятий.

Слайд 9-10

Результат – увеличение взаимных профессиональных связей с 20 до 28, общих, односторонних связей со 181 до 184.

Цель работы по приращению социального капитала образовательной организации – повышение качества образования школьников и профессионализма педагогов. Промежуточные итоги таковы:

 Слайд 11

Учащиеся

- качество образования на начало года – 55%, по итогам 3-й четверти – 57%;

- количество нереализованных учащихся – 7,4%, по итогам 3-й четверти – 4,5%;

- участие школьников в интеллектуальных состязаниях:

Городской этап ВОШ - 2013-2014г – 138 участников, 25 призёров, в 2014-2015г – 121/23;

Городской этап конференции «Старшеклассник. Наука. Карьера» - 2013-2014г - 2/0; 2014-2015г – 3/2.

Городской этап «Конференции первого доклада» - 2013-2014г - 17/6; 2014-2015г – 10/5.

Олимпиада детей с ОВЗ - 2013-2014г - 3/2; 2014-2015г – 8/3.

Слайд 12

 Педагоги

- итоги аттестации: прошлый год – 4 педагога аттестованы на соответствие занимаемой должности, в 2014-2015г аттестованы 5 человек, из них повысили свою квалификацию трое, 2 человека аттестованы на высшую квалификационную категорию повторно;

- курсы повышения квалификации в прошлом учебном году посетили 8 из 25 учителей, это 100% от плана, за 3 четверти этого учебного года на курсах обучились 17 из  27

 педагогов, это 113% от плана;

- в работе семинаров и вебинаров в прошлом году приняли участие 100% педагогов от плана, в этом учебном году за три четверти – 24 из 27 учителей, 88% от плана;

- 5 человек в прошлом учебном году получили дипломы переподготовки по специальности «Менеджер в образовании», в этом году 1 педагог проходит профпереподготовку и 1 продолжает обучение по специальности «Государственное муниципальное управление»;

- участие в конкурсах различных уровней - 2013-2014г – 4, в 2014-2015г -3.

- публикаций педагогов в 2013-2014г – 5, в 2014-2015г -12.

 Слайд 13

Анализ результатов внедрения управленческих технологий в инновационную практику школы показал:

-     использование специальных управленческих технологий позволяет значительно повысить эффективность решения управленческих задач в условиях школы, развивающейся на основе инноваций;
-     необходимой предпосылкой технологизации внутришкольного управления является наличие в управленческой деятельности взаимосвязи цели и результата;
 -    система управленческой деятельности конкретизируется посредством чётко установленной последовательности управленческих действий, обозначенной программой.

 

 

 

Просмотров: 3729